Если ваш проект или целый бизнес постоянно требует финансовых вливаний, чтобы удержаться на плаву, закрывайтесь или меняйтесь. Только не думайте, что все наладится само собой. Ежегодно крупные и мелкие компании заходят в финансовый тупик, который провоцируют обычно одни и те же ошибки. Те, кто быстро реагирует на проблемы и меняется, выживают, остальные – разоряются.
Почему так происходит?
Существует ряд популярных ошибок, которые делают современные бизнесмены:
- Моя касса – мои деньги. Собственник часто берет деньги из кассы компании, используя средства на свои нужды. Хотя они могут понадобиться в будущем, чтобы вернуть клиенту предоплату за товар, который он передумал покупать, или оплатить сотруднику больничный отпуск.
- Считаем не то, что надо. Считать нужно не деньги на расчетном счете, а прибыль. Это всегда сложнее. Например, вы продали 300 ремней на общую сумму 9000 рублей. Вычли закупочную стоимость, осталось 3000 рублей (ура!). Но если вычесть аренду, зарплату сотрудников, налоги, выходит -500 рублей.
- Не оцениваем управленческие решения. Хочу автоматизировать продажи, говорит бизнесмен. И устанавливает в непопулярном ресторане дорогостоящее оборудование. Теперь клиентов можно обслуживать еще быстрее. Беда в том, что клиенты заведение посещают редко и очередей здесь не бывает. Все управленческие решения должны оцениваться с точки зрения прибыли.
Что делать?
Вы можете действовать по стандартной схеме реанимации:
- Смените персонал, если часть клиентов уходит на этапе общения с менеджерами.
- Разберитесь в бухгалтерии, если она не ведется или ведется как попало (непонятно, куда уходят деньги).
- Пересмотрите налоговый режим, который при неправильном выборе может съедать большой кусок от дохода.
- Введите режим экономии, начиная бумагой в офис и заканчивая услугами поставщиков. Просчитывайте все.
- Выберите новых поставщиков, которые предложат лучшие цены.
- Проработайте ассортимент. Уберите товары, которые покупаются плохо, и добавьте те, которые попадают в ТОП с наценкой.
Так вы сможете выиграть себе немного времени на то, чтобы придумать, что делать дальше.
Чего делать категорически нельзя?
- брать кредиты;
- продавать личное имущество;
- пускать бизнес на самотек;
- снижать цены;
- брать в долг.
Вы только выроете себе яму поглубже, из которой сложнее выбраться.
Если деньги еще остались…
Если вы своевременно заметили снижение своих позиций и у вас есть средства, которые можно вложить в оптимизацию-модернизацию, спасайте бизнес профессионально:
- Проанализируйте имеющийся бизнес-план (проведите экспертизу бизнес плана у специалистов). Найдутся ошибки – найдутся и эффективные решения.
- Оцените свой бизнес и его перспективы с учетом рынка и прочих конкурентов. Сможете продать его выгоднее, если совсем опустятся руки.
- Закажите полномасштабное маркетинговое исследование. Узнаете, что у вас не работает, что работает у других. Поймете, как действовать дальше.
- Переделайте бизнес-план. Получите подробную инструкцию по достижению цели с наименьшими рисками.
- Смените направление бизнеса. Случается, что рынок, на который вы вышли, уже заполнен. И конкурировать с остальными игроками нет возможности. Не тратьте время и деньги, найдите свою нишу и продвигайтесь там.
Всегда имейте представление о точке невозврата. Решили, что ниже 100 000 рублей уходить в долги не стоит – не уходите. Закрывайте бизнес.
Ликвидация бизнеса не потребуется, когда вы будете следить за уровнем продаж. Если он соответствует ожиданиям и даже превышает их, вас можно поздравить. Если количество заключенных сделок меньше, чем ожидали – срочно выясняйте, почему и как это исправить. Вовремя делайте оценку вашего бизнеса и бизнес-планов.