Когда рынок меняется, а компания за ним не успевает, возникает необходимость провести «капремонт» или реструктуризацию. В белорусском государственном секторе перемены назрели давно. Поэтому в разное время количество неэффективных и зачастую убыточных компаний доходит до 70%. И это означает, что затягивать с изменениями больше нельзя. Тем более что реструктуризацию можно проводить по-разному.
Каким образом?
- Приватизировать. Причем приватизировать имеет смысл только прибыльные компании с хорошими перспективами и расположением. Для этого можно продать крупный пакет акций иностранному инвестору, передать предприятия на приватизацию специальным фондам или провести продажу через аукцион. Последний подходит для малого бизнеса.
- Ввести корпоративное управление. Оптимально для компаний, которые планируется оставить в госсекторе или подготовить к последующей приватизации, а также для стратегически важного бизнеса (добыча природных ресурсов, компании-монополисты).
- Провести банкротство / ликвидацию. Если долг существенно выше активов, смысла тянуть времени нет. Лучше обанкротить предприятие, а затем приватизировать, или распродать активы.
А как же социальная сторона?
Все радикальные изменения в бизнесе сопровождаются радикальными изменениями в социальной среде. Поэтому в любом случае требуется смягчить последствия реструктуризации:
- Заморозить занятость на 1-2 года (практиковалось в Польше, Венгрии) или снизить темпы работы предприятия. Подойдет для крупных компаний, которые через пару лет после изменений смогут выкарабкаться.
- Предоставить компенсации – в форме пособия по безработице или разовой выплаты при увольнении.
- Запустить активную политику занятости (популярна в развитых странах), когда с каждым сотрудником проводится индивидуальная работа, включая переобучение.
- Улучшать бизнес-климат, привлекая безработных в сферу частного предпринимательства. В Беларуси сейчас можно получить разовые выплаты на организацию бизнеса.
Что дает реструктуризация?
- провести укрупнение / разделение бизнеса;
- передать активы компании в рамках холдинга;
- перейти к публичному / непубличному статусу;
- выделить непрофильные активы и продать их;
- осуществить предпродажную подготовку компании.
Разберем на примере
Возьмем устаревший по всем параметрам завод. Чтобы адаптировать его к конкретным рыночным реалиям и высокой конкуренции, нужно перейти от завода к компании. Для этого:
- создается торговый дом;
- выстраивается дилерская сеть;
- налаживается минимальный сервис;
- продукт адаптируется под требования покупателя.
Кроме этого, масштаб завода приводится к масштабам бизнеса. Нужно искать новое место на рынке, сокращать накладные расходы. Поэтому предприятие выделяет непрофильные активы, продает их и переходит на аутсорсинг. Так на заводской территории появляются заведения общепита, выставочные залы и прочие объекты.
В организационном плане заводу нужно перейти на новое управление:
- научиться ставить цели и планировать продажи;
- управлять затратами;
- организовать процедуры контроля и учета;
- организовать взаимодействие с дочерними компаниями и прочее.
Когда что-то пошло не так
Реструктуризация – процесс масштабный и, соответственно, сложный. И если не продумать его в подробностях, можно совершить ряд ошибок, которые не позволят добиться своей цели:
- неправильно выбрать вид реструктуризации;
- переоценить имеющиеся ресурсы;
- столкнуться с конфликтом интересов;
- завершить изменения преждевременно или затянуть процесс;
- не оценить ситуацию целиком и полностью.
Поэтому многие крупные государственные предприятия и небольшие компании пользуются услугами специалистов группы компаний “ИПМ-Консалт”, чтобы оценить свой бизнес и возможности, правильно расставить цели и выработать методы их достижения.