На сегодняшний день, за счет логистики в странах-членах Таможенного союза формируется 10-12% ВВП (транспортный сектор – 7-8% ВВП). В государствах ЕС данный показатель составляет 20-25%.
Статистическая отчетность
Доля логистических издержек в конечной стоимости продукции в странах Таможенного союза составляет в среднем 20-25%, а в некоторых случаях достигает 35%. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%, в Китае – 14%, в странах ЕС – 11%, в США и Канаде – 10%.
Согласно данным государственной статистической отчетности №1 «Транслогистика», по состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Беларусь официально действуют 644 транспортно-экспедиционных и логистических предприятий, в том числе 11 логистических центров и 280 индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области транспортной экспедиции и логистики.

Общий объем транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь за 2012 г. составил 1 595 млн. долларов США, в том числе 575 млн. долларов США по договорам с резидентами Республики Беларусь и 1 020 млн. долларов США – с нерезидентами. На долю железнодорожного транспорта приходится – 844 млн. долларов США, автомобильного – 658, водного– 77, воздушного – 16 млн. долларов США.
Лидером рынка транспортно-экспедиционных услуг по данным БАМЭ стало предприятие БЖД Белинтертранс. Среди предприятий частного сектора экономики первым стало Авант-рейл, показательно, что предприятие вышло на рынок в 2012 году. Следовательно, рынок не является высококонкурентным и обладая значительными активами даже новое предприятие может на нем закрепиться.
Экспорт и импорт транспортных услуг
В 2012 г. в Республике Беларусь возрос экспорт и снизился импорт транспортных услуг.

Сальдо внешней торговли сложилось положительное, на уровне 2,1 млрд. USD. В 2012 г. положительное сальдо внешней торговли в Республике Беларусь было сформировано благодаря профициту торговлей услугами, значительную долю в которых занимают транспортные (58,4% на 1 кв. 2013 г.).
Для детального анализа рынка целесообразно рассматривать средний и высший сегменты логистических услуг (контрактная логистика и 3PL), так как представители этих сегментов как конкурируют с перевозчиками низшего сегмента, так и взаимовыгодно с ними сотрудничают.
Анализ экспортных и импортных потоков товаров в Республике Беларусь позволяет определить, предложения по перевозке и хранению каких грузов наиболее востребованы.
Преобладающие ассортиментные перечни импортируемых и экспортируемых товаров, обработанных на СВХ, расположенных в зоне деятельности Минской региональной таможни представлены в таблице:
Источники:
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь
2. Таможенный комитет Республики Беларусь
Очевидно, что наибольший объем перевозок составляют крупные промышленные грузы, не требующие специфических условий хранения и перевозки.
Стоимость транспортных услуг зависит от различных факторов (количества, качества груза, требований к перевозке и т.д.), поэтому для определения качественного роста рынка целесообразно оценивать объемы перевезенных грузов.

Примечание: начиная с 2011 г. статистический учет грузооборота ведется, в том числе среди индивидуальных предпринимателей.
Прирост по объемам перевозок железнодорожным и автомобильным видами транспорта, которые в наибольшей степени определяют ситуацию на рынке, составил за 2012 г. (-2%) для железнодорожных перевозок и 8,2 % для автомобильных перевозок.
Отдельную часть рынка транспортно-логистических услуг составляет динамично развивающийся сектор услуг по ответственному хранению и так называемых услуг, повышающих добавленную стоимость товара (упаковка, сортировка, маркировка).
Такие услуги развиваются на базе крупных складских и транспортно-логистических комплексов, а наиболее полно реализуются при их управлении 3PL провайдерами.
Информация о степени загрузки крупнейших складов Минска и области, оказывающих услуги по ответственному хранению, представлена в таблице:

Очевидно, что при текущей загруженности складов на рынке существует неудовлетворенный спрос на транспортно-логистические услуги, который ежегодно будет только прирастать.
Ритейл
Основным источником роста в ближайшие годы, по оценкам экспертов, является ритейл.
Ритейлеры, приходя на рынок, снимают себе помещения для торговли, офисы и складские помещения. Таким образом, можно сказать, что ритейл это двигатель, который тянет за собой все сегменты рынка и потребность в складских помещениях, соответственно, прирастают.
На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует несколько крупных розничных сетей, которые представлены от 4 до 115 магазинов в различных регионах. Скоро в Беларусь может прийти IKEA, ведутся переговоры с Walmart, о желании выйти на белорусский рынок сообщает «М’видео». В данный момент ведутся активные переговоры по привлечению таких франшиз как GAP, Zara и др.
За последний год в Беларуси увеличилась доля крупных торговых организаций в розничном товарообороте: с 60,7% в январе-феврале 2012 года до 62% в январе-феврале 2013 года.
По данным исследования состояния розничной торговли в Беларуси, проведенным, доля розничного товарооборота торговых сетей в Беларуси составляет 19,1% (из-за социальной функции из исследования исключены организации Белкоопсоюза – ИФ) против 86% в Великобритании, 65% в Германии, 50% в Польше и 35% в России.
Уже 2013 г. планируется ввести в эксплуатацию 65 000 м 2 торговых площадей, в 2014-2015 гг. – до 180 000 м 2. Это значительные цифры для г. Минска, однако для сравнения 65 000 м 2 составляет шоппинг-зона торгового центра OZAS в Вильнюсе. При этом общая обеспеченность населения торговыми площадями в Беларуси также ниже европейского уровня (415 м 2. против 1,5 тыс. м2).
Уже сегодня в Беларуси есть районы, где доля торговых сетей на местном рынке близка к 20%, которыми в настоящее время государством предполагается ограничить развитие сетей, что в ближайшие годы может отрицательно сказаться на появлении новых игроков на рынке. В то же время, существующее розничные сети зарезервировали земельные участки для строительства торговых объектов на ближайшие несколько лет.
При приросте потребностей ритейла в транспортно-логистических услугах должно быть сформировано достаточное предложение на рынке складской недвижимости.
В 2012 году только в г. Минске было введено в эксплуатацию 137 тысяч квадратных метров складских помещений – это очень большая цифра для Минска. В то же время на рынке преобладают складские помещении, которые не отвечают современным требованиям (построены до 1991 г. и относятся к категориям не выше класса C).
Средняя стоимость строительства объектов производственно-складского назначения из сэндвич-панелей варьировалась от 640 до 810 USD/м 2, зданий с железобетонным каркасом – от 380 до 620 USD/м 2. Наиболее дорогим является строительство холодильных складов, к увеличению стоимости приводят повышенные требования к материалам, конструктивные особенности и установка холодильного оборудования. Стоимость м 2 строительства холодильных складов по объектам-аналогам оценивается в 1238 USD.
Динамика предложения складов имеет переменный характер. Объем предложения на рынке обычно ниже объема площадей, участвующих в сделках купли-продажи, так как складские площади зачастую реализуются в едином комплексе с производством. В 2012 г. объем сделок в 3 раза уступал предложению на рынке, что обусловлено ростом спроса на складские помещения площадью свыше 300 м 2, недостаточно представленные на рынке.
Особенностью сегмента складской недвижимости является большое разнообразие представленных объектов: от складских открытых площадок до транспортно-логистических центров, что расширяет диапазон цен как по аренде, так и по продаже.
Цены сделок и предложений на рынке имеют схожую тенденцию, и зависят от общих трендов развития экономики (диаграмма цены предложения и сделок).
Что касается динамики арендных ставок, то она имеет схожие тенденции с ценами продажи. В последние два года на данном рынке наблюдается стабилизация, медиана ставок составляет 5 EUR/м2, в том числе по холодильным складам – 12-15 EUR.
Ставки аренды складов не изменились и в ближайшее время не изменятся, отмечают специалисты. С ростом предложения будет возрастать и интерес. Придут крупные девелоперские компании, которые обслуживают ритейл в Казахстане и России. В результате Беларусь со временем может превратится в перевалочную базу. В 2011 году доходы от транзита (с учетом пассажироперевозок) составляли $2,8 млрд., а уже 2012 году достигли $3 млрд. Однако следует отметить, что в указанный период данный показатель вырос в связи с ростом транзитных пассажирских авиаперевозок.

Для обеспечения предложения на рынке транспортно-логистических услуг в соответствии с намеченным планом развития логистической системы Беларуси, всего к 2015 г. будут реализованы 48 инвестиционных проектов. Из них свыше 700 тысяч м 2 придутся на помещения А класса.
На ввод их в эксплуатацию привлечено почти 400 млн $.
Итого
Всего, на сегодняшний день, в стране действуют 11 логистических центров, в их числе «Минск-Кристалл», «БЛТ-Логистик», «БелВингесЛогистик», «Брествнештранс» и т.д.
Ряд операторов рынка «Белтаможсервис», «Давдцать четыре», «БЛТ-логистик» представительство Asstra, «Белинтерлогистик», представительство «СТА-Логистик» заявляют уровень оказания услуг по технологии 3PL.
Услуги 4 PL не представлены на рынке, как и отсутствуют подобные операторы на территории партнеров Республики Беларусь по ЕЭП. Многие высказывают мнение о необходимости совместного создания подобного провайдера, однако в мировой практике переход на следующий уровень логистических операторов является эволюционным, то есть создание 4 PL возможно только на базе 3-PL провайдера или, по крайней мере, транспортной компании более низкого уровня, обладающей компетенцией в грузоперевозках во всем рассматриваемом регионе.
Что же касается перспектив количественного роста рынка транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь в нижнем сегменте (услуги по перевозке, грузоперевалке и складированию) рассчитывают здесь на ежегодный прирост в 2-5%. Для среднего сегмента контрактной логистики ожидают прирост в 10-15%. Наибольший прирост прогнозируют для высшего сегмента системной интеграции и управления цепочками поставок. Поэтому не удивительно, что логистические предприятия все чаще задумываются о своем будущем и меняют рыночные ориентиры.
Ксения Дмитриева, экономист «ИПМ-Консалт инвест».
При использовании информации активная ссылка на главную страницу сайта и страницу конкретной статьи обязательна.
Цитирование и перепечатка материалов с разрешения Группы Компаний «ИПМ-Консалт»