Ряд иностранных и международных компаний, осуществляющих в нашей стране коммерческую деятельность, конкурируют с национальным бизнесом. Нерезиденты, учреждающие дочерние предприятия на территории Республики Беларусь в соответствии с ее законодательством, организовывают работу данных предприятий на принципах и условиях, схожих с действующими в головной компании. При этом подходы к построению систем мотивации работников в Республике Беларусь и в международной практике различны.
Так, в США и некоторых странах Европейского союза действует особая программа бонусов, она распространяется в том числе на работников международных дочерних предприятий. В рамках специальной корпоративной программы, связанной с платежной системой VISA, сотрудников может поощрить руководство и свои же коллеги из головной либо другой дочерней компании путем выплаты вознаграждений (бонусов). В конце каждого месяца они перечисляются на карту VISA, которая может быть как реальной, так и виртуальной, т.е. иметь определенные реквизиты, предназначенные для осуществления электронных платежей. Реальную карту работник получает по почте, реквизиты виртуальной – по электронной почте.
Для того чтобы определить, возможно ли в соответствии с нормами национального права применение программы вознаграждений (бонусов) для работников белорусского предприятия, учрежденного участвующим в программе иностранным юридическим лицом, необходимо рассмотреть три основных аспекта:
- Взаимоотношения между всеми субъектами в процессе реализации программы по начислению бонусов.
- Основные отличия денег, перечисляемых безналичным переводом на карт-счет, и электронных денег.
- Существующее в Республике Беларусь валютное регулирование, а также контроль над эмиссией и оборотом электронных денег.
Субъектный состав процесса реализации программы по начислению бонусов выглядит следующим образом.
Наниматель – работник
Юридическое определение понятия «наниматель» дает абзац шестой части первой ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК). Согласно данной норме наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательство предоставило право заключать и прекращать с работником трудовой договор. Абзац восьмой части первой ст. 1 ТК закрепляет, что работник – это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
В рассматриваемой нами схеме в роли нанимателя выступает белорусское дочернее предприятие, а в роли работников – лица, с которыми уполномоченное должностное лицо такого предприятия заключило срочный или бессрочный трудовой договор либо трудовой контракт.
Отметим, что лица, с которыми заключается гражданско-правовой договор на выполнение отдельных работ (оказание услуг), к категории работников не относятся.
В соответствии с частью первой ст. 74 ТК, частью восьмой письма Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 июня 2014 г. «О выплате заработной платы в иностранной валюте» заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь. При этом можно указать размер заработной платы (и ее частей) в иностранной валюте, но вот сами выплаты необходимо производить в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь.
К заработной плате относится как тарифная ставка (оклад), так и компенсирующие и стимулирующие выплаты – вознаграждения, бонусы за качество труда. Денежные средства не входят в состав заработной платы только в том случае, если они не являются вознаграждением за труд и их размер не зависит от сложности, количества, качества труда и квалификации работника. В частности, не входит в состав заработной платы материальная помощь беременным женщинам (ст. 269 ТК), компенсация за износ транспортных средств, принадлежащих работнику (ст. 106 ТК) и тому подобные выплаты.
Вышеназванные положения не распространяются на работников, направленных иностранной организацией в установленном порядке на работу в Республику Беларусь на основании трудовых договоров, заключенных по месту нахождения иностранной организации.
Необходимо также учесть, что все входящие в состав заработной платы выплаты в Республике Беларусь подлежат обложению так называемыми зарплатными налогами, а именно:
– подоходным налогом с физических лиц;
– обязательными страховыми взносами в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
– страховыми взносами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Так, при начислении работнику бонуса в $ 50 по курсу Национального банка Республики Беларусь наниматель должен также самостоятельно исчислить и уплатить все необходимые налоги и взносы на эту сумму.
Поскольку указанные вознаграждения (бонусы) относятся к стимулирующим выплатам, их применение конкретным нанимателем должно найти отражение в положении о премировании работников.
Наниматель – аффилированное лицо (головная организация)
Аффилированное лицо (головная организация) заключает с белорусским дочерним предприятием внешнеэкономический договор на участие в программе Visa, выполняет посреднические функции между работниками нанимателя и банком (иной организацией), открывающим карт-счет либо зачисляющим электронные деньги. Данный договор регулирует посреднические и иные функции, выполняемые головной организацией; перечень и порядок расчета, а также возмещения нанимателем затрат головной организации.
Заключение внешнеторговых договоров и перечисление денежных средств иностранным организациям не противоречит законодательству Республики Беларусь и регулируется нормами Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 226-З), постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций», Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», если заключаемый вид договора подпадает под его регулирование.
Аффилированное лицо (головная организация) – банк (либо иная организация), предлагающий участие в программе Visa
Взаимоотношения в данной группе субъектов регулируют нормы локального национального права. Как правило, в этом случае также заключается гражданско-правовой договор (соглашение).
Работники нанимателя – американский банк (либо иная организация), предлагающий участие в программе Visa
Взаимоотношения между данными субъектами возникают в связи с оформлением банком (иной организацией) карт-счетов для работников и при необходимости выдачей (пересылкой) карточек либо в связи с созданием электронного кошелька и перечислением на него эмитированных банком (иной организацией) электронных денег.
Аффилированное лицо (головная организация) – работники нанимателя
Напрямую при реализации программы по начислению бонусов эти субъекты не взаимодействуют.
Необходимо различать открытые в международных банках карт-счета с выдачей карточки либо ее реквизитов и электронные кошельки для электронных денег, которые также могут представлять собой пластиковые карточки (смарт-карты).
В соответствии с частью первой ст. 274 Банковского кодекса Республики Беларусь электронные деньги – это хранящиеся в электронном виде единицы стоимости:
– выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства;
– принимаемые в качестве средства платежа при расчетах с лицом, выпустившим в обращение данные единицы стоимости, и иными юридическими и физическими лицами;
– выражающие сумму обязательства лица по возврату любому юридическому или физическому лицу денежных средств при предъявлении данных единиц стоимости.
Порядок выпуска в обращение (эмиссии) электронных денег устанавливают Правила осуществления операций с электронными деньгами, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 201.
Часть пятнадцатая п. 13 данных Правил предусматривает, что юридические лица могут выплачивать материальное поощрение работникам в соответствии с законодательством Республики Беларусь путем распространения электронных денег, которые хранятся на предоплаченных карточках либо доступ к которым обеспечивается посредством таких карточек, при условии выполнения функций агентов. Факт выдачи предоплаченной карточки работнику необходимо подтвердить документально, указать дату получения электронных денег, работнику – поставить подпись в порядке, определенном нанимателем.
В Республике Беларусь все электронные деньги можно назвать «покрытыми» (перед тем как их «купить», надо внести в кассу банка аналогичную сумму наличными либо перечислить их со своего банковского счета). У банка они отражаются на специальном сборном (или теневом) счете для учета обязательств банка по погашению электронных денег и предотвращения их многократного погашения, а не для обслуживания сделки. Несмотря на то, что электронные деньги выполняют практически все функции денег (функцию средства обращения и средства платежа, меры стоимости и средства сохранения стоимости), статуса законного платежного средства они не имеют (ст. 141 ГК, ст. 29 Банковского кодекса Республики Беларусь).
В роли эмитента электронных денег (т.е. лица, обязанного их погасить) на территории Республики Беларусь могут выступать только банки. Однако иногда помимо эмитента у систем электронных денег есть еще и оператор –юридическое лицо небанковского сектора, оказывающее услуги по расчетам с использованием таких денег.
В отличие от обычных пластиковых карточек смарт-карты не средство удаленного доступа к банковскому счету, а своеобразный кошелек, вмещающий электронные деньги.
Часть первая ст. 11 Закона № 226-З запрещает использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за некоторыми исключениями. В рассматриваемом нами случае резидентами являются наниматель – белорусское дочернее предприятие и его работники.
Часть первая ст. 19 Закона № 226-З закрепляет, что резиденты Республики Беларусь могут открывать счета в иностранной валюте и белорусских рублях в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь при соблюдении порядка и условий (получение разрешения), установленных Национальным банком Республики Беларусь.
Согласно части второй ст. 19 Закона № 226-З такое разрешение могут не получать физические лица – резиденты в период проживания (нахождения) за пределами Республики Беларусь.
Таким образом, белорусское законодательство не предусматривает возможность выплаты нанимателем – резидентом Республики Беларусь вознаграждений (бонусов) работникам-резидентам в иностранной валюте. Причем данные выплаты нельзя произвести в иностранной валюте ни напрямую, ни через посредника. Их можно исчислить в иностранной валюте, но выплачиваться следует в белорусских рублях в эквиваленте.
Возможность выплатить белорусским работникам вознаграждения (бонусы) электронными деньгами действующее законодательство также не допускает. Обращение на территории Республики Беларусь электронных денег в иностранной валюте, эмитированных за рубежом, возможно только при посредничестве какого-либо из белорусских банков, имеющего специальное разрешение Национального банка Республики Беларусь.
Юридические лица – резиденты вправе участвовать в программах иностранных банков, иных организаций, осуществляющих эмиссию электронных денег, по начислению вознаграждений (бонусов) работникам только при посредничестве белорусского банка.
Для того чтобы повысить мотивацию работников белорусского дочернего предприятия, головной компании следует тщательно изучить предлагаемые условия международных программ вознаграждений (бонусов), проанализировать возможности применения их в Республике Беларусь и при необходимости внести коррективы для приведения в соответствие с национальным правом.
Нарушение данного положения может повлечь негативные последствия для дочернего предприятия, а, следовательно, и для аффилированного лица.
Екатерина Шпакова,
юрисконсульт группы компаний «ИПМ-Консалт»
Статья была опубликована в журнале «Промышленно-торговое право» (№5 за 2015 г.).