Компания идет на дно? Как ее спасти с помощью реструктуризации

Когда рынок меняется, а компания за ним не успевает, возникает необходимость провести «капремонт» или реструктуризацию. В белорусском государственном секторе перемены назрели давно. Поэтому в разное время количество неэффективных и зачастую убыточных компаний доходит до 70%. И это означает, что затягивать с изменениями больше нельзя. Тем более что реструктуризацию можно проводить по-разному.

Каким образом?

  • Приватизировать. Причем приватизировать имеет смысл только прибыльные компании с хорошими перспективами и расположением. Для этого можно продать крупный пакет акций иностранному инвестору, передать предприятия на приватизацию специальным фондам или провести продажу через аукцион. Последний подходит для малого бизнеса.
  • Ввести корпоративное управление. Оптимально для компаний, которые планируется оставить в госсекторе или подготовить к последующей приватизации, а также для стратегически важного бизнеса (добыча природных ресурсов, компании-монополисты).
  • Провести банкротство / ликвидацию. Если долг существенно выше активов, смысла тянуть времени нет. Лучше обанкротить предприятие, а затем приватизировать, или распродать активы.

А как же социальная сторона?

Все радикальные изменения в бизнесе сопровождаются радикальными изменениями в социальной среде. Поэтому в любом случае требуется смягчить последствия реструктуризации:

  • Заморозить занятость на 1-2 года (практиковалось в Польше, Венгрии) или снизить темпы работы предприятия. Подойдет для крупных компаний, которые через пару лет после изменений смогут выкарабкаться.
  • Предоставить компенсации – в форме пособия по безработице или разовой выплаты при увольнении.
  • Запустить активную политику занятости (популярна в развитых странах), когда с каждым сотрудником проводится индивидуальная работа, включая переобучение.
  • Улучшать бизнес-климат, привлекая безработных в сферу частного предпринимательства. В Беларуси сейчас можно получить разовые выплаты на организацию бизнеса.

Что дает реструктуризация?

  • провести укрупнение / разделение бизнеса;
  • передать активы компании в рамках холдинга;
  • перейти к публичному / непубличному статусу;
  • выделить непрофильные активы и продать их;
  • осуществить предпродажную подготовку компании.

Разберем на примере

Возьмем устаревший по всем параметрам завод. Чтобы адаптировать его к конкретным рыночным реалиям и высокой конкуренции, нужно перейти от завода к компании. Для этого:

  • создается торговый дом;
  • выстраивается дилерская сеть;
  • налаживается минимальный сервис;
  • продукт адаптируется под требования покупателя.

Кроме этого, масштаб завода приводится к масштабам бизнеса. Нужно искать новое место на рынке, сокращать накладные расходы. Поэтому предприятие выделяет непрофильные активы, продает их и переходит на аутсорсинг. Так на заводской территории появляются заведения общепита, выставочные залы и прочие объекты.

В организационном плане заводу нужно перейти на новое управление:

  • научиться ставить цели и планировать продажи;
  • управлять затратами;
  • организовать процедуры контроля и учета;
  • организовать взаимодействие с дочерними компаниями и прочее.

Когда что-то пошло не так

Реструктуризация – процесс масштабный и, соответственно, сложный. И если не продумать его в подробностях, можно совершить ряд ошибок, которые не позволят добиться своей цели:

  • неправильно выбрать вид реструктуризации;
  • переоценить имеющиеся ресурсы;
  • столкнуться с конфликтом интересов;
  • завершить изменения преждевременно или затянуть процесс;
  • не оценить ситуацию целиком и полностью.

Поэтому многие крупные государственные предприятия и небольшие компании пользуются услугами специалистов группы компаний «ИПМ-Консалт», чтобы оценить свой бизнес и возможности, правильно расставить цели и выработать методы их достижения.

 

Поделитесь новостью: