Как быстро и дорого продать свой бизнес, не вкладывая денег?

Как быстро и дорого продать свой бизнес, не вкладывая денег?

Как быстро и дорого продать свой бизнес, не вкладывая денег?

Продажа готового бизнеса – всегда дело затратное как по времени, так и по финансам. Чтобы провести сделку с максимальной выгодой, владелец может временно нарастить обороты компании, дабы лучше выглядеть на рынке, вложить деньги в автоматизацию бизнес-процессов, исправить имеющиеся недостатки (погасить задолженность по кредитам, провести аудит бухгалтерии и т.д.). Серьезная предпродажная подготовка позволяет быстрее найти покупателя и получить максимум за сделку.

Но можно продать бизнес, не вкладывая такое количество времени / денег на модернизацию, и выручить хорошую сумму. Давайте разбираться, как именно это сделать.

 

Продаем перспективы

 

Зачем кому-то нужен чужой бизнес? Затем, что у продающейся компании может быть что-то ценное для покупателя:

  • команда;
  • технология;
  • бизнес-модель;
  • продукт;
  • клиентская база;
  • перспективы все это заполучить.

Значит, продавцу для достижения цели нужно представить свою компанию в выгодном свете. Как это сделать без денежных затрат? Очень просто – отдать компанию на анализ и оценку специалистам, иметь хороший бизнес-план модернизации, реструктуризации и продать через аукцион. То есть ваша задача – показать перспективы и пути их реализации, а также установить цену, которой вы будете придерживаться.

 

Как определить цену бизнеса?

 

Оценить бизнес возможно тремя способами – по стоимости активов, по потенциальной доходности компании и сравнив с аналогичным бизнесом.

  • По активам (или затратный подход к оценке бизнеса): подходит сырьевым и капиталоемким компаниям, которые владеют основными фондами, стратегическими ресурсами. Активы переоцениваются, приводятся к рыночной стоимости, после чего вычитываются обязательства компании. Но оценить и продать интернет-магазин таким способом будет сложно, поскольку подсчитать стоимость виртуальных активов – трудная задача.
  • По доходности (или доходный подход): считается лучшим способом оценки. Инвестор смотрит на чистые денежные потоки, которые генерирует компания. Есть кеш, есть перспективы. Стоимость инвестиций рассчитывается как текущая стоимость будущих выгод, дисконтированных по норме доходности, отражающей рискованность инвестиций.
  • Сравнивая бизнес (сравнительный подход) оценщик ориентируется на сумму, за которую можно продать аналогичный бизнес, который уже есть на рынке. Данный подход используют редко, поскольку найти два абсолютно одинаковых на рынке бизнеса – весьма затруднительно.

Дополнительно цена компании может вырасти, если покупатель увидит перспективы синергии. Например, продавец отдавал на реализацию бизнес по производству щебня, который приносил ему неплохой доход. Но покупатель, который заинтересовался компанией, мог получить от продажи по-настоящему огромную прибыль за счет включения предприятия в ПИК (предприятие как имущественный комплекс). В итоге стоимость сделки за счет перспектив синергии выросла на порядок.

 

Как продавать – самому или через посредника?

 

Самостоятельная продажа хороша в том случае, если вы знаете конкретного покупателя, которому бизнес будет интересен.

Опыт посредника помогает правильно подобрать инвестора, оценить компанию, подать в нужном ракурсе и ускорить переговоры. Продажа через консультанта имеет еще одно важное преимущество. Если инвестору названивает посредник, он видит желание получить оплату за услугу, а если продавец – складывается впечатление активной попытки выйти из бизнеса, что может негативно сказаться на желании покупать бизнес. Именно поэтому 70% всех сделок проводятся сторонними компаниями.

 

Читайте также: Что нужно знать, продавая предприятие как имущественный комплекс (ПИК).

 

Статья была полезной? — Нажмите поделиться: