+375 29 640 33 36 , +375 29 760 33 36

Процедура закупки из одного источника: общая схема организации, проведения, оформления

Законодательством о закупках определено, что комиссия, создаваемая заказчиком (организатором) при организации и проведении конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений (далее - комиссия), формируется для выполнения определенных задач при организации и проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений (п.2 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 (далее соответственно - постановление № 778, Положение о комиссии)).
Таким образом, обязанность определения комиссии как органа, ответственного за организацию и проведение закупок, не распространяется прямо на обязанность привлечения комиссии для организации и проведения процедур закупок из одного источника.
Однако п.3 Положения о комиссии установлено право заказчика (организатора) наделить полномочиями комиссию для организации и проведения процедуры закупки из одного источника.
Чтобы исключить возможность понимания и применения заказчиками (организаторами) законодательства о государственных закупках «как обычно», в рамках стереотипов, выработанных  начиная с 2003 г., предлагается рассмотреть 2 варианта организации и проведения закупки из одного источника.
В первую очередь целесообразно обратить внимание на 2 термина, которые несут большую смысловую нагрузку в контексте Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) и постановления № 778:
1) организация закупки - деятельность уполномоченного лица (комиссии или уполномоченного работника (работников) заказчика (организатора)), направленная на подготовку необходимых документов, совершение регламентированных действий по разработке документов, получение информации для целей проведения соответствующей процедуры государственной закупки;
2) проведение закупки - регламентированная последовательность действий уполномоченного лица (комиссии или уполномоченного работника (работников) заказчика (организатора), после завершения действий (разработки документов) в рамках организации закупки, направленная на процедурную реализацию требований, установленных Законом и постановлением № 778, соответствующих каждому виду процедур государственных закупок.
Из указанного выше следует, что для того, чтобы организовать и провести процедуру закупки из одного источника, заказчику (организатору) необходимо заполнить пробелы, имеющиеся в Законе и постановлении № 778, в т.ч. Положении о комиссии, для целей определения:

  • уполномоченных лиц, их прав, обязанностей, функций, взаимосвязей между ними;
  • порядка совершения ими действий и формализации этих действий для целей организации и проведения де-юре (теоретически, связывая нормативные и локальные правовые акты) и де-факто (практически, с привязкой к конкретному заказчику (организатору)), с учетом:
  • - организационной структуры;
  • - степени подготовки работников;
  • - достаточности работников, загруженности их основными должностными обязанностями и возможности чисто физически качественно применять требования по государственным закупкам;
  • - реализации (или отсутствия таковой) требований ст.11 и (или) ст.12 Закона;
  • - других факторов, характерных для организации и проведения процедур закупок из одного источника, принимая во внимание их специфичность исходя из случая такой закупки, определенного приложением к Закону.

На основании изложенного предлагаем рассмотреть 2 общих (без привязки к конкретному случаю по приложению к Закону) варианта организации и проведения закупки, которые можно учитывать для целей разработки правил организации и проведения процедуры закупки по каждому случаю, предусмотренному в приложении к Закону.

Вариант 1. Общая схема организации и проведения процедуры закупки из одного источника комиссией

Вариант 2. Общая схема организации и проведения процедуры закупки из одного источника уполномоченным работником

Из представленных вариантов следует, что процесс реализации закупки из одного источника при организации и проведении комиссией более длинный и по срокам более продолжительный, чем при организации и проведении закупки уполномоченным работником, который принимает решения единолично, при этом обязательно их согласовывая в установленном порядке. На практике алгоритм организации и проведения закупки уполномоченным работником выглядит следующим образом.
Шаг 1. Поступление согласованной заявки (см. примерную форму). Ответственное лицо (заявитель) должно соблюсти требования ст.20 Закона при составлении заявки, принять во внимание наличие финансирования для закупки и наличие ее в годовом плане закупок (при необходимости инициировать внесение в него изменений и (или) дополнений) (п.2 ст.18 Закона).
Шаг 2. Определение сроков организации и проведения процедуры закупки (ст.22 Закона), проведение исследований конъюнктуры рынка и в процессе проведение переговоров с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (требования определены термином «ориентировочная стоимость государственной закупки») (ст.1, п.3 ст.50 Закона).
Шаг 3. Оформление обоснования выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) (см. примерную форму), согласование его в установленном порядке. Данное обоснование составляется на бумажном носителе, а при возможности в электронном виде (при наличии на то технических возможностей заказчика (организатора)), что весьма удобно и приводит к существенному снижению трудозатрат со стороны уполномоченного работника, повышает скорость обработки информации, подготовки, проведения и оформления процедур закупок), в таком же виде согласовывается и по результатам согласования распечатывается.
Шаг 4. Направление предложения с соблюдением п.1 ст.24 Закона выбранному поставщику (подрядчику, исполнителю) о заключении договора.
Шаг 5. Составление справки о процедуре закупки (ст.29 Закона) и формирование дела по итогам процедуры закупки (ст.30 Закона).

 

Примерная форма составления заявки на государственную закупку

+375 29 640 33 36 , +375 29 760 33 36
© Copyright 2014 - 2017 ИПМ-Консалт
Разработка сайта - SKY INCOM

Gusarov Group - продвижение сайтов.

Вверх