Холдинг по производству алкогольной продукции создадут в Беларуси

Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июля 2015 года подписал указ №326, предусматривающий создание холдинга по производству алкогольной продукции, об этом сообщила пресс-служба главы государства.

Управляющей компанией будет ОАО «Минск Кристалл», в состав холдинга войдут ОАО «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», ОАО «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье», ОАО «Гомельский ликеро-водочный завод «Радамир», ОАО «Гродненский ликеро-водочный завод», ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод», ОАО «Мозырский спиртоводочный завод» и ОАО «Пищевой комбинат «Веселово». Все эти предприятия в настоящее время входят в состав концерна «Белгоспищепром».

«Создание холдинга будет способствовать оптимизации ассортимента выпускаемых в стране алкогольных напитков, повышению конкурентоспособности отечественной алкогольной продукции и выработке единой стратегии продвижения ее на внутреннем и внешнем рынках», — говорится в сообщении пресс-службы.

Разработчиком проекта по созданию холдинга является компания «ИПМ-Консалт».

Какую выгоду может дать создание холдинга по производству алкогольной продукции, рассказывает руководитель юридической практики «ИПМ-Консалт» Елена Телеш:

— При разработке проекта создания холдинга производителей алкогольной продукции проводилось исследование национального и мирового рынка производителей алкоголя. Олигополизация – концентрация в руках крупных компаний – характерна для мирового рынка алкоголя. Например, из ведущих 30 мировых брендов российскому холдингу «Русский стандарт» принадлежит 5, французскому Pernord Ricard – 2. На мировом алкогольном рынке 10 крупных компаний контролируют более 50% всего рынка алкоголя.

В связи с либерализацией рынка алкогольной и табачной продукции для защиты национального рынка от экспансии из других стран Евразийского экономического союза назрела необходимость создания алкогольного холдинга и в нашей стране. Если не будет создан холдинг, то страну наводнит продукция из РФ, Казахстана. А от этого уж точно ни государство, ни население нашей страны не выиграет.
Практически все предприятия, планируемые к включению в холдинг, имеют 100%-ю долю государства. В настоящее время все эти предприятия, фактически принадлежащие одному собственнику, конкурируют между собой, и это — нездоровая ситуация.

Холдинг — это хороший инструмент, позволяющий решать проблемы управления. И здесь вопрос в правильном использовании этого инструмента. Можно в полной мере пользоваться теми возможностями, которые дает холдинг для улучшения управления, а можно этим инструментом не пользоваться, что чаще всего в белорусских холдингах и происходит. Проблема в том, что холдинги в стране зачастую создаются не по содержанию, а по форме.

Создание холдинга производителей алкогольной продукции должно позволить сохранить крупнейших производителей алкогольной продукции в государственной собственности, а также оптимизировать управление алкогольной отраслью путем разделения уровней управления на руководство в области определения государственной политики (функции концерна «Белгоспищепром) и реализации продукции — управление коммерческой деятельностью (функции холдинга). А проведение согласованной финансовой, инвестиционной и производственной политики должно оптимизировать продуктовую линейку, высвободить средства для модернизации производства, улучшить качество производимой продукции, снизить себестоимость.

Указ о создании холдинга не содержит никаких норм о его финансировании из бюджета или предоставлении льготных кредитов, или каких-то дополнительных преференций. Считаем, что если правильно выстроить бизнес-процессы и структуру управления в холдинге, то есть сделать холдинг не по форме, а по содержанию, то в рамках действующего законодательства можно решить почти все наболевшие вопросы. Согласно п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 N 660 холдинг не является юридическим лицом, то есть после регистрации холдинга входящие в его состав участники как были юридическими лицами, так и остаются, у ликеро-водочных заводов статус налогоплательщика не меняется. Реорганизация или ликвидация основных участников холдинга не планируется (ОАО «Пищевой комбинат «Веселово» и ОАО «Мозырский спиртоводочный завод» планируется присоединить к ОАО «КРИСТАЛЛ» с созданием на их базе филиалов). Само по себе создание холдинга не влечет организационных изменений, которые могли бы повлиять на экономику участников, но за счет централизации бизнес-процессов и улучшения качества корпоративного управления планируется улучшить экономические показатели участников холдинга. Таким образом, уменьшение поступлений в местные бюджеты не планируется.

Государственная монополия на производство и реализацию алкоголя существует в ряде стран СНГ, в том числе России, и таких странах, как Швеция, Финляндия, Австрия, Канада, Китай, Турция, США (в отдельных штатах) и других. Установление государственной монополии на производство и реализацию алкоголя в мировой практике рассматривается как один из способов борьбы с алкоголизмом. В любом случае от создания холдинга производителей алкогольной продукции хуже не станет, а вот лучше должно быть.